Наши участники

 wl logotype    Russian banner 300x128 RuETMbanner300x500     

Энергоэффективность в уличном освещении: ожидание и реальность

7 ноября 2013 года в рамках выставки Interlight Moscow powered by light+building в Мраморном зале павильона Форум Экспоцентра на Красной Пресне состоялась Открытая Дискуссия Светотехнической торговой Ассоциации (СТА) на тему «Энергоэффективность в уличном освещении: ожидание и реальность».

Ставший уже одним из наиболее ожидаемых событий деловой программы выставки «Круглый стол СТА на выставке Interlight» в этом году был организован в принципиально новом формате Открытой Дискуссии. Представители ОАО «РЖД», РОСАВТОДОРа, научного сообщества и ведущих российских и зарубежных компаний светотехнической отрасли обсудили основные проблемы городского освещения и пути их решения, все «за» и «против» внедрения светодиодного освещения в уличном, дорожном и других видах наружного освещения. Модерировали дискуссию президент СТА Сергей Коломийцев (Компания «Точка опоры») и первый вице-президент СТА Сергей Койнов (Компания «БЛ Трейд»).

Представляем Вашему вниманию основные тезисы Открытой дискуссии Светотехнической торговой Ассоциации.

Заместитель генерального директора по производству ООО «Промсвет» Елена Бородина, сославшись на опыт внедрения энергоэффективного освещения в г. Бор Нижегородской области, заявила о том, что в освещении улиц максимального экономического эффекта можно добиться при использовании светильников с натриевыми лампами высокого давления, снабжённых аппаратом с автоматическим снижением мощности в заданное время. По мнению Бородиной, применять светодиодные технологии в целях энергосбережения неэффективно, поскольку такой светильник как минимум в 2-3 раза дороже аналогичного натриевого светильника. Если чистая экономия по расходам на освещение для светильников с натриевыми источниками света наступает через 3 – 4 года, то для светодиодного светильника эта цифра составляет 6 – 8 лет.

Директор по продажам в Восточной Европе компании CREE Юрий Дорожкин рассказал присутствующим, что на сегодняшний день в лабораторных условиях уже получены светодиоды со световой отдачей 276 лм/Вт, однако пока серийно производимые светодиоды имеют световые отдачи около 140 лм/Вт, из которых фактически в светильнике «остаётся» порядка 100 лм/Вт, что на данный момент сопоставимо со светильниками с натриевыми источниками света. Будущее, безусловно, за светодиодными технологиями.

Александр Вебер, Директор по продажам VOSSLOH SCHWABE подчеркнул важность использования в уличном освещении систем управления, позволяющим получать существенную экономическую выгоду. Также Александр Вебер обратил внимание на необходимость грамотного подбора блока питания производителями светодиодных светильников, поскольку его выбор серьёзно влияет на итоговые характеристики и качество светодиодного светильника.

Дмитрий Ходырев, Начальник отдела технического продвижения BL-TRADE (GALAD) рассказал об эффективном решении для уличного освещения, основанном на использовании светильников типа ЖКУ повышенной эффективности с натриевыми лампами высокого давления последнего поколения. Эффективность таких систем превышает эффективность светодиодных светильников, а также обычных светильников с обычными натриевыми лампами. В совокупности с применением аппаратов с автоматическим снижением мощности в заданное время применение таких систем позволяет достигать максимального экономического эффекта. Важным аспектом в обеспечении безопасности движения на дороге вместе с экономией электроэнергии является профессиональный подход к выполнению освещения.

Вадим Лунчев, Руководитель по продажам, руководитель проектов & решений OSRAM подчеркнул важность продуманного применения светодиодных светильников. Светодиодные светильники целесообразно применять для освещения пешеходных переходов и дворовых территорий, в то время как для освещения автомагистралей и дорог лучше использовать светильники с натриевыми источниками света. Для дорог наиболее важным является обеспечение безопасности движения, и спектр натриевых источников как раз создаёт условие для лучшего обнаружения объектов, движущихся на больших скоростях. В зонах пешеходных зон важнее цветоразличение, которое лучшим образом обеспечивает свет светодиодного светильника. Более того, сегодня для мощностей более 70 Вт светодиодные светильники не выгодны по сравнению со светильниками с натриевыми источниками света.

Сергей Солодовников – Ведущий менеджер по работе с государственными структурами Philips Lighting. Доклад был посвящён опыту работы с конечными потребителями и опыту внедрённых в России решений. Рассматривалось понятие «стоимость владения». Реальная стоимость владения прибором на светодиодах в 4 раза выше, чем прибором с натриевыми источниками света.

Пиотр Подсядло, Генеральный директор по продажам в Северо-Восточной Европе GE Lighting обратил внимание на то, что важно принимать во внимание физиологию зрения: для обеспечения безопасности движения на дороге необходим негативный контраст, который создаётся при освещении натриевыми источниками света. Также был опровергнут миф о существенном снижении эксплуатационных расходов для светодиодных светильников. Светодиод – самое сильное звено в светильнике (с точки зрения срока службы), однако драйвер не будет служить 100 000 ч. К тому же необходимы периодические чистки светильника, что выливается в стоимость заказа вышки для обслуживания. Срок службы 15-20 лет не подтверждён на практике, к тому же такой длительный срок не нужен, т.к. за это время происходит моральное устаревание светотехнического оборудования.

Артем Степанов, Руководитель отдела маркетинга по России и СНГ THORN Lighting выразил своё большее доверие к проверенной технологии: освещение натриевыми источниками света.

Владимир Харьков, Технический директор АМИРА однозначно высказался в пользу осветительных систем, выполненных на натриевом освещении.

Михаил Курицын, Зам. генерального директора СПбГУП «ЛЕНСВЕТ» рассказал о программе обновления освещения в г. Санкт-Петербурге, в рамках которой была проведена собственная сертификация светодиодных светильников, отбирались наиболее качественные продукты. На различных объектах было установлено несколько сотен светильников, процент отказа которых составил на сегодняшний день не более 0,6% изделий. Однако в результате быстрого развития светодиодных технологий уже через год использования появятся светодиодные светильники, лучшие по техническим характеристикам, и более дешёвые, в результате чего получим выброшенные деньги. Массовая замена светильников с натриевыми источниками света на светодиодные является преждевременной. Ставку на массовое применение светодиодов целесообразно делать, когда будут стабилизированы цены и характеристики, по прогнозу это произойдёт через 3 – 4 года.

Владимир Габриелян, Президент «Лайтинг Бизнес Консалтинг», сославшись на исследование рынка муниципального освещения, проведенное его компанией, отметил, что, несмотря на то, что будущее за светодиодными технологиями, муниципальный заказчик по прежнему выбирает системы освещения на основе натриевых источников света. В 1 квартале 2013 года общее количество запрошенных в муниципальных тендерах натриевых светильников составило 79%, а светодиодных только 16%.

Первый вице-президент СТА Сергей Койнов обратил внимание, на то, что светодиодный светильник – это сложный продукт, и его использование происходит в российских сетях, со всеми их недостатками, что не может не сказываться на его работе. Чем сложнее продукт, тем выше цена ошибки. Поэтому вопрос массового внедрения светодиодных светильников в освещение улиц стоит рассматривать в совокупности с реконструкцией сетей.

По итогам дискуссии присутствующие на мероприятии эксперты в области светотехники выступили с совместной резолюцией, в которой большинством голосов признали следующее:

1. Для обеспечения безопасности на дорогах в ночное время суток, а также для получения максимального экономического эффекта целесообразно использовать современные эффективные светильники с натриевыми лампами высокого давления последнего поколения, по крайней мере, в течение ближайших 3-4 лет.

2. Светодиодные технологии сегодня больше подходят для освещения дворов, пешеходных зон и пешеходных переходов, а также второстепенных дорог – как объектов для апробирования данной технологии.